Юдифь
 
Черная тушь, 2003 г.
   
Работа исключительно сложная – и технически, и для восприятия. Смысловых персонажей в картине пять. Хотя образов, как не трудно заметить значительно больше. Центральным персонажем работы является, конечно, Юдифь. Однако она изображена не в классический момент торжества, когда она, выполнив свою миссию, предъявляет своему народу голову поверженного врага. Олаферн еще жив он спит, а Юдифь находится в размышлении. Вторым персонажем является сам Олаферн. Его лицо выполнено абстрактно и нейтрально. Это не действующий герой, но лишь повод для размышлений о героине. То, что случилось согласно библейскому приданию в работе присутствует лишь как возможность, вариант.
На исход согласно классической версии нам указывает крупное черное пятно в нижней части работы (которое появилось случайно: работе не повезло – на нее пролилась тушь) напоминающее кровь, а также третий персонаж – существо не мучающееся вопросом, «пустить или не пустить кровь» Олаферну – Комар, пристроившийся на голове Олаферна.
Сомнения героини отражают оставшиеся два персонажа – отражающие единство и борьбу различных устремлений человеческой природы. Однако, и в трактовке этих героев допущено существенное отличие от привычного. Бог (в центре верхней части картины) гневным взглядом непреклонно призывает героиню убить. Парадоксально, но его категоричность, ближе к деловитой сосредоточенности комара, чем задумчивому сомнению Юдифи. Символом этого сомнения является дьявол, расположенный по правую руку от героини. Классический образ искусителя усложняется тем, что сомнения, которые он рождает в душе героини в большей степени соответствуют заповедям Бога. Можно сказать, что эта работа о внутреннем выборе человека, выборе между ролью «орудия божьего» и простого создания из плоти и крови, в выборе между долгом и чувствами.
 

 

 

 

 



Хостинг от uCoz